Четвер, 2024-04-25, 17:46
Сайт учителя початкових класів ПЕТРИЧЕНКО ОЛЬГИ ВІКТОРІВНИ Бахмутського навчально-виховного комплексу "Загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів №11 - багатопрофільний ліцей" Бахмутської міської ради Донецької області
Головна | Каталог файлов | Реєстрація | Вхід
Все для вчителя
Категорії розділу
Перший урок [2]
Математика [14]
Русский язык [2]
Читання [13]
Українська мова [27]
Природознавство [21]
Я у світі [3]
Основи здоров'я [4]
Інформатика [11]
Образотворче мистецтво [3]
Для учнів, батьків
Говори правильно!
Поспілкуємось?
200
Пошук
Наше опитування
Оцените мой сайт
Всього відповідей: 209
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0


Посетители за день

Код кнопочки
Сайт учителя Петриченко Ольги Вікторівни




Життя сайту
Головна » Файли » Розробки уроків » Природознавство

"Тварини живого куточка. Домашні улюбленці"
2017-04-24, 23:34

Тема урока: Животные живого уголка. Домашние любимцы.

Ведущая цель урока: сформировать представления учащихся об обитателях живого уголка, посредством собственного опыта, способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности.

Цели:
Обучающая:
Формировать предметные компетентности:
• ценностно-мировоззренческую – формировать представление и расширять знания о животных живого уголка, их значении для жизни человека; формировать у учащихся умение классифицировать животных живого уголка по различным группам; формировать представление о разнообразии животных; ознакомить учащихся с условиями содержания животных, которые чаще всего содержатся в живом уголке; раскрыть моральную, эстетическую, познавательную и практическую ценность домашних любимцев.
• коммуникативно-языковую – совершенствовать умение высказывать собственные мысли о значении животных живого уголка и домашних любимцев;
• творческо-деятельную – формировать поисковый интерес к изучаемому материалу, умение не останавливаться на достигнутом;
• интеллектуальную – умение работать в условиях поиска, анализа, исследования, расширять кругозор;
• личностную - развивать умение проявлять творческую самостоятельность, организовывать личную деятельность, придерживаться правил этики, сотрудничества.
Развивающая:
Развивать ключевые компетентности:
• социальную - развивать умение общаться в группах, диалогическую и монологическую речь учеников, навыки высказывания собственных мыслей четко и последовательно;
• информационно-познавательную – развивать умение владеть информацией, поиска новой информации, связь с современностью; обучение приемам самостоятельно приобретать знания, систематизировать их; устанавливать сходства и различия и т.д.
• самообразования и саморазвития – развивать аналитические способности, пространственное воображение; развивать у учащихся практические умения и навыки наблюдения за жизнью животных и ухода за ними дома;
• продуктивно-творческую – развивать экологическое, эмоционально-образное мышление, творческие способности, активность, целеустремленность; создать условия для творческого развития.
• здоровьесберегающую – формировать правильную осанку, проведение физкультминуток.
Воспитательная:
• воспитание любви к животным;
• воспитание ответственности за них и бережного отношения;
• наблюдательность.

Ученики должны знать:
• представителей живого уголка;
• условия содержания животных живого уголка;
• названия помещений, в которых содержится домашнее животное;
• какую пользу приносят людям.
Ученики должны уметь:
• отличать домашних животных от диких;
• различать наиболее распространённых обитателей живого уголка;
• классифицировать животных живого уголка по различным группам;
• работать в группе.
Ученики должны понимать:
• учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
• роль животных живого уголка;
• значение животных – домашних любимцев в жизни человека;
• важность сохранения природы.

Тип урока: комбинированный. Урок проверки ранее усвоенного материала и усвоения новых знаний.
Форма урока: заседание научного совета.
Межпредметные связи: чтение, изобразительное искусство.
Внутрипредметные связи: экология, фенология.
Оборудование: физическая карта мира, презентация «Животные живого уголка», индивидуальные карточки, модель Мудрой Совы, выставка книг о домашних животных, выставка рисунков и фотографий, карточки с опорными словами урока, иллюстрации по теме урока.

Образовательные технологии:
• Интерактивная технология.
• Проблемно-диалогическая технология.
• Технология развития критического мышления.
• Технология решения исследовательских задач.
• Проектная технология.
• Игровая технология.
• Создание ситуаций успеха.

Методы, формы и приемы работы
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы и приемы обучения:
1. Методы стимулирования и мотивации учения:
• стимулирование интереса к учению: приемы «Заражение», «Авансирование»;
• стимулирование долга и ответственности в учении: прием «Привлекательная цель».
2. Методы организации учебных действий и операций:
• словесный: эвристическая беседа, объяснение, работа с текстом;
• наглядный: работа с иллюстрациями, текстом, схематическими опорами, картой мира;
• логический: индуктивный (выведение правил) и дедуктивный (проблемный вопрос урока); прием «Займи позицию», познавательная игра;
• репродуктивный (блиц-опрос); проблемно-поисковый;
• практический: упражнения в распознавании и определении признаков животных живого уголка, формирование ожидаемых результатов;
• самостоятельных учебных действий: самостоятельная работа с информацией.
3. Методы контроля и самоконтроля:
• контроля: фронтальный и индивидуальный опрос; прием «Умышленная ошибка», прием «Закончи предложение», прием «Верно ли?»;
• самоконтроля: устный и письменный самоконтроль.

Опережающие задания:
1. Подготовить сообщение по теме «Мой домашний любимец».
2. Подготовить выставку книг, рисунков и фотографий по теме урока.
3. Подготовить сообщения синоптика.
4. Подготовить результат опроса «Домашние любимцы»

Ход урока

І. Ориентация, мотивация деятельности учащихся.
- Доброе утро всем, кто сегодня готов плодотворно работать на уроке, а значит, пополнит свои знания!
Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С Вами нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
Прием «Привлекательная цель»
Сегодня у нас необычный урок. На уроке состоится заседание научного совета. На таком совете собираются только умные, только творческие и сообразительные люди. Я уверена, что именно такие будущие ученые здесь присутствуют.
Но чтобы иметь возможность работать в научном совете надо пройти посвящение. Нашим символом будет «Мудрая Сова». Станем прямо и дадим клятву.
- Вступая в школьное научное общество «Мудрая Сова» клянусь:
• Быть любознательными. Клянусь!
• Испытывать радость от приобретения знаний. Клянусь!
• Быть активными и наблюдательными. Клянусь!
• Делиться знаниями с товарищами класса. Клянусь!

ІІ. Целеполагание.

- Начнем заседание научного совета с умственной разминки.
1. Блиц-разминка.
Прием «Закончи предложение»
А) Мы изучаем общую тему раздела…

Б) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются….

В) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются…

Г) На какие группы можно разделить всех животных?

2. Сообщение темы, цели и задач урока.
А) Метод эвристической беседы.
- Посмотрите внимательно на рисунки и скажите:
- Какой общий признак объединяет животных, обведенных желтой линией?
- А красной линией?
- Назовите животных, которые оказались между двумя линиями.

Б) Метод «Займи позицию».
– Где можно увидеть этих животных?
- К какой группе можно отнести этих животных?
- Займите позицию и аргументируйте свой выбор.
«За: это дикие животные» «Против: это домашние животные»
- Как видите, мнения разделились, а значит, вопрос оказался спорным, и я надеюсь, что к концу урока мы с вами определимся, к какой группе отнести этих животных.
– Каких еще животных мы можем назвать из этой группы?
- Кто может сказать, о чем и о ком мы будем говорить на нашем заседании?
- Тема урока: «Животные живого уголка. Домашние любимцы»
- Сегодня на уроке:
• Я помогу вам расширить свои познания о животных и классифицировать животных живого уголка по различным группам;
• Вы познакомитесь с особенностями животных живого уголка;
• Вы сможете составить простейшие правила ухода за этими животными;
• Вместе докажем, что ответственность за домашних любимцев лежит на нас.

2. Мотивация учебной деятельности.
- А зачем и для чего нужно знать о животных живого уголка?

3.Определение ожидаемых результатов.
- Ребята, зная тему и цели, что Вы ожидаете от сегодняшнего урока?

ІІІ. Целереализация.
Прием «Найди ошибку». Работа в уголке природы.
- У каждого на парте лежит лист с заданиями. Посмотрите второе задание. Это «Календарь природы». Сегодня нас на страничке подстерегает ловушка. Сейчас мы поработаем парами и постараемся обнаружить ошибку.
Проверка
- Какое сейчас время года? Зима
- Какой месяц? Ноябрь
- Какое сегодня число? 30
- День недели? Понедельник
- Облачность ______,
- Осадки __________.
- Послушаем, что говорит об этом дне народный календарь.
Сообщение фенологов.
- По народному календарю 24 февраля «Власьев день. Власьевские морозы. Коровий Праздник».
Редкий год в этот день не было морозов. По этому поводу остались поговорки:
Пришел Власьев день, пришли и власьевские морозы.
Власьевские морозы последние, завершающие зиму.
Власий - покровитель диких и домашних животных. Не отмечая этой даты, хозяин имел неосторожность навлечь на своих животных различные беды. Давали домашним животным в этот день лучшие корма, ухаживали за ними.

2. Проверка уровня раннее усвоенных знаний.

- Вспомним, с какой целью люди разводят домашних животных? (Домашние животные приносят пользу человеку.)
Работа в парах.
- Соедините стрелками названия домашних животных и то, что от них получает человек:
Коровы (яйца, мясо, перо)
козы (мясо, кожа)
свиньи (молоко, шерсть)
куры (мёд, воск)
гуси (молоко, масло, творог, сыр, мясо, шкура)
пчёлы (яйца, перо, мясо)
А что дарят людям эти животные?

Хомяк
Морская свинка
Аквариумные рыбки
Черепаха
2. Восприятие и осмысление учащимися нового материала.
- Сравним 2 группы животных.
- Что общего у этих животных?
- Сравните место содержания этих животных.
- Какой уголок дома, квартиры можно назвать живым?

Прием «Подсказка»
- Посмотрим на фотографию живого уголка и ответим на вопрос: что такое живой уголок?
Живой уголок – это…
Размер: небольшое место в помещении,
Внешний вид, украшение: украшенное растениями
Кто содержится в них: и содержащимися декоративными животными
Как содержат животных: в специально приспособленных клетках,
террариумах или аквариумах.

- А каких животных мы называем декоративными? Попробуем вывести правило о них, а я вам помогу.
Декоративные животные – это…
Кто? Животные, за которыми
Какой интерес к ним? интересно наблюдать, заботиться и играть,
Отношение к людям? хорошо приспосабливаются к жизни рядом с людьми,
Что дарят людям? дарят множество положительных эмоций и радости
от совместного проживания.

Игра «Фантазеры» (физкультминутка)
- Представьте:
• что вы гладите кошку или щенка;
• вы - щенок, который украл колбасу;
• вы – котенок, и просите молока у хозяйки.

Работа в парах. Одна пара работает у доски.
Каждая пара получает набор с картинками животных, которые относятся к разным видам.
- Ребята, вам нужно распределить животных по группам: грызуны, птицы, рыбы, пресмыкающиеся.
Мышка, хомяк, морская свинка – грызуны.
Попугай, канарейка – птицы.
Гуппи, сомик, меченосец – рыбы.
Черепаха – пресмыкающиеся.
Беседа по вопросам.
1) - Кто оказался в группе с морской свинкой?
- Почему о мышах, хомяках, крысах, морских свинках говорим, что они грызуны?
- А вы знаете, ребята, что является характерной особенностью грызунов то, что у них своеобразное строение зубов. У этих животных всю жизнь безостановочно растут резцы, то этим зверькам приходиться постоянно что-то грызть.
- Где мы можем содержать зверят-грызунов?
- Всем интересно узнать, почему зверька так называют?
Сообщение учащегося.
Свинка не морская, а заморская: давным – давно этих животных привезли из-за моря. Мнения, почему животные получили такое название, расходятся. Одни источники утверждают, что свинки были так названы из-за строения головы зверьков. Другие объясняют это тем, что звуки, издаваемые свинками, похожи на похрюкивание и повизгивание свиней. Дикие морские свинки живут семьями, они очень подвижные. Родина морских свинок - Южная и Центральная Америка.
2) - Продолжите «Попугай, канарейка – это…»
- По каким признакам решили, что они относятся к птицам?
- Где мы с вами можем содержать любимых пернатых питомцев?
3)- В какую группу отнесли гуппи, сомика, меченосца?
- Почему вы так решили?
- Куда же определим наших рыбок?
- Какое интересное название у домика рыб? Что оно означает?
- Найдите в листе заданий небольшой словарик и прочитайте, что означает «аквариум», правильно ли мы думаем. (Аквариум – сосуд с водой, населенный водными обитателями.)
- Давайте сравним морских или речных рыб и рыб, которые живут в аквариуме.
- Можем ли их поселить вместе?
- Почему?
4) - Очень хотелось бы узнать, к какой группе относится черепаха?
- Как вы думаете, где может жить черепаха?
- Такое место называется террариум.
- Прочитайте в словарике, что обозначает слово террариум. (Террариум – емкость для содержания мелких обитающих на суше животных, в первую очередь для земноводных и пресмыкающихся).

4. Физкультпауза. Физические упражнения и танцевальные движения под клип «Веселая зарядка».

5. Осмысление, первичная проверка понимания и коррекция усвоения новых знаний.

Прием «Верные и неверные утверждения ("Верно ли?")»
- Посмотрим пятое задание. Внимательно слушая вопросы, вам надо поставить +, если вы согласны с утверждением, или - , если не согласны.
Один ученик работает у доски.
1. Верно ли, что всех домашних животных нужно содержать в живом уголке?
2. Верно ли, что тело птиц покрыто чешуей, а рыб – перьями?
3. Верно ли, что аквариумных рыбок нельзя поселить вместе с морскими рыбками?
4. Верно ли, что хомячков надо держать в банке?

Проверка работы у доски.

6. Закрепление знаний и способов действий.

Загадки.
- А сейчас закрепим наши знания о животных живого уголка. В этом нам помогут загадки.
1. Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой. (Аквариум)
2. Это птичка с красивым желтым оперением. Ее родина – далекие Канарские острова. Людям очень нравится ее волшебный голос. (Канарейка)
3. Вот потеха так потеха
Для больших и для ребят:
Вон сидит на ветке эхо –
Повторяет все подряд. (Попугай)
4. И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
Но все же называются
Они …. (Морские свинки)
5. Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (Хомяк)
6. У этой малышки
Твердая рубашка.
Знаю я из книжки,
Это … (черепашка)
- Ребята, о своих домашних любимцах вам помогли рассказать родители. Все рассказы и фотографии с рисунками очень интересны. Мы обязательно заслушаем рассказы на классном часе, посвященном домашним любимцам.

7. Систематизация и обобщение полученных знаний.

- Среди вас был проведен опрос о том, какие домашние любимцы живут у вас дома. Послушаем результаты опроса.
Сообщение учащегося.
Кошек содержат 9 учащихся.
Собак – 8 учащихся.
Птиц (попугай, канарейка) – 9 учащихся.
Рыбок и черепаху – 4 учащихся.
Грызунов (хомяки, морская свинка) – 5 учащихся.
- Ребята, посмотрите на карту мира. Из каких стран: теплых или холодных прибыли наши любимцы?
- Как вы считаете, какое условие содержания животных мы обязательно должны выполнять?
- А что еще мы должны делать для животных?
- Если мы не знаем условий содержания животных, куда можем обратиться?

Прием «Открытый микрофон»
- Объясните смысл фразы: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (С. Экзюпери «Маленький принц»)
- Как вы думаете ребята, нуждаются ли животные, которых мы встречаем в живом уголке, в охране, если они живут в дикой природе?
- Люди заводят множество домашних любимцев. Однако первое, о чем мы должны помнить, заводя животное, что мы берем на себя полную ответственность за него. Нельзя только играть и развлекаться с ним, надо ежедневно ухаживать за своим питомцем. Для каждого животного существуют свои правила ухода, и, прежде чем завести себе «друга», нужно узнать все его повадки. Характер. Правила ухода и кормления. И, конечно же, надо хорошо подумать, готовы ли вы взять на себя такую ответственность.

ІV. Рефлексивно-оценивающий этап.
1. Подведение итогов урока.
Слово учителя
- Какую тему изучали на уроке?
- Каких животных можно содержать дома?
- Вернемся мысленно к началу урока и вспомним проблемный вопрос: к какой группе (диких или домашних) животных относятся животные живого уголка?
- Как за ними ухаживать?
- Справились ли мы с учебными задачами, которые поставили в начале урока?
- Оправдались ли ваши ожидания?
- Где вы можете применить эти знания?

2. Рефлексия.

Устно закончить предложения:
• Я узнал…
• Я запомнил, что…
• Я научился…

3. Ценение.

- Ребята, можно сказать, что сегодня мы работали над научным проектом. Проект очень интересный, мы с большим удовольствием занимались поисковой и творческой работой, тем самым углубляли свои знания по природоведению. Нами проделана огромная работа. Все участники работали активно, с положительным настроем, к работе подходили ответственно и творчески.
- Теперь к вашим бейджикам можно прикрепить символ Мудрой Совы, поскольку вы все приняты в научное общество учащихся нашей школы.
- Желаю вам удачи в таком не простом, но интересном деле!

Категорія: Природознавство | Додав: natalyapopova1970
Переглядів: 630 | Завантажень: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть тільки зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Форма входу
Міні-профіль
Четвер
2024-04-25
17:46


Корисні посилання
Управління освіти Бахмутської міської ради
Бахмутський НВК №11
Виховна робота ЗОШ №18
Методичний портал

«Методичний портал»

Наші свята
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання